Мы в растерянности останавливаемся перед книжными полками с языковой литературой и пособиями, поисковик тоже озадачен и в ответ на запрос выдает длинный список рекламных объявлений. Многие ориентируются на цену, только правильно ли... "Иностранный за две недели", "Коммуникативная методика преподавания иностранного языка", "Эффективный экспресс-метод", "Иностранный на уровне подсознания", просто, быстро, эффективно, никаких усилий! А разве так бывает. Что выбрать? Кому довериться? Или отдать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя курсам, ведь имя что-то значит? В последнее время преподавание иностранных языков изменилось значительно. Все чаще мы обращаемся к иностранной литературе, как образцу чистого живого языка, если раньше акцент делался на преподавание грамматики, чтение и перевод, то сейчас основной упор на говорение и приближенное к аутентичному общение. Овладение языком не стало конечно совершенно лишенным усилий, так же как и раньше требуется немало усердия, упорства и каждодневного труда, но поистине "революционно" то, что иностранный язык стал в той или иной форме доступен большинству. Зачем, например, бизнесмену углубленное изучение правил смягчения согласных и все интонационные модели предложения с их названиями?
Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасова так объясняет выросший спрос на обучение иностранному языку: "Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка - иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран. Преподавание языка приобрело прикладной характер, в то время как раньше оно было сравнительно отвлеченным и теоретизированным".
Чтобы соответствовать новой ситуации преподаватель тоже должен меняться, больше не нужен профессор-диктатор. Вместо него появился учитель-наблюдатель, учитель-организатор и учитель-инициатор общения.(идеальной по размеру группой для изучения иностранного языка в настоящее время является группа из 8-13 человек, поскольку именно столько человек может общаться между собой с максимальным эффектом, интересом и пользой). Все большее значение для преподавателя имеет изучение психологии группы и отдельно взятой личности. Стремление к самоактуализации и самореализации современных успешных людей играет на руку. Психологический фактор изучения иностранных языков выходит на передовые позиции. Общение, максимально приближенное к реальному, обоснованные требования, уважение свободы других людей – только при соблюдении этих правил возможно взаимовыгодное общение в системе "учитель-ученик". Стоит упомянуть еще один немаловажный элемент процесса обучения -выбор. Каждый может записаться на те курсы, которые по его мнению максимально отвечают его потребностям. Мы больше не ограничиваем и не навязываем выбор речевых средств, мы только предлагаем их разнообразие для обеспечения роста и развития слушателя. Огромен и выбор учебников и учебных пособий - от широкого спектра отечественных изданий до продукции Оксфорда, Кембриджа, Лондона, Нью-Йорка и Сиднея. Учитель теперь может подбирать, творить, комбинировать, видоизменять.
Современная методика обучения иностранным языкам ориентирует на активную самостоятельную работу слушателей. В проекте разрабатываемого экспертными группами Совета Европы пакета документов под названием “Европейский Языковой Портфолио” (“European Language Portfolio”) отмечается, что в условиях изменения геополитической ситуации “европейское общество становится более интерактивным, европейцы становятся более мобильными и путешествуют для обогащения своего профессионального, образовательного или личностного опыта. Но даже для тех, кто мало путешествует, современные информационные технологии делают преодоление языковых барьеров нормой жизни. Молодое поколение должно подготовить себя к тому, чтобы извлекать максимальную пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, навыков и умений.” Во всех материалах этого проекта сделан акцент на самостоятельной работе по изучению иностранного языка, а на первом месте в ряду качеств будущего полноценного члена европейского демократического сообщества называются “способность к самоорганизации, независимость, высокое самосознание, уверенность в своих силах, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью” . В таком контексте особое значение приобретают идеи развивающего обучения, главной целью которого является формирование личностной активности обучаемых. Последнее обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование.
Как известно, активность в обучении не принадлежит к врожденным качествам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств обучаемых. Педагогическим средством, позволяющим включить указанный механизм в действие, является организация самостоятельной исследовательской или изучающей деятельности обучаемых.
Таким образом, современный педагог должен быть разносторонне образованным специалистом, готовым к постоянному гибкому следованию быстро меняющегося мира услуг.