Принято выделять общие и специальные способности человека. Общие свойственны большому количеству людей и связаны с интеллектом и памятью. Специальные способности основаны на узкоспециализированных задатках, которые дают предпосылки заниматься музыкой, математикой, литературой, языками, спортом. Одни и другие неразрывно связаны друг с другом. Например, для того, чтобы написать художественное произведение важно обладать не только творческими способностями, но и развитым интеллектом, образным мышлением, т.е. обладать еще и развитыми общими способностями.
Аналогичным образом обстоят дела и со способностями к иностранным языкам. Общими является память, которая помогает запоминать слова и грамматические правила, а также способность к анализу и интеграции поступающей информации. Специальными – развитый фонематический слух и способность имитировать звуки. Фонематический слух – способность выделять и различать звуки. Фонематический и музыкальный слух – это не одно и тоже. Они располагаются в разных полушариях головного мозга. Людям с музыкальными способностями легче даются языки, потому что у них развитый интеллект, благодаря музыкальному образованию. Кроме этого, сам по себе музыкальный слух помогает правильно воспроизводить произношение. Поэтому развитие музыкального слуха никак не влияет на фонематический. Можно хорошо слышать музыку, но плохо воспринимать на слух и таких людей гораздо больше, чем одаренных и музыкально и фонематически одновременно.
Как развить способности к иностранным языкам?
Фундаментом способности к иностранным языкам является развитый фонематический слух и способность имитировать звуки. Поэтому именно их и стоит развивать, чему и уделяет внимание Метод CLP.
Фонематический слух и способность имитировать звуки даются от рождения любому человеку. Именно они помогают ребенку учиться родному языку, сначала воспринимая на слух, а потом копируя мимику, интонацию, произношение взрослых. Так и в изучении иностранного языка нужно подражать носителю языка. Поэтому то и другое крайне важно для усвоения иностранной речи и развиваются первыми. На следующем этапе включаются способности, связанные с письмом, чтением и самим языком, т.е. памятью, аналитическими и синтетическими способностями. Их еще называют вербальными. Поэтому важно развитие и общих и специальных способностей.
Чувство языка
Важно еще разобраться с таким понятием, как чувство языка, он также играет немало важную роль, когда мы говорим о способностях к иностранным языкам. Чувство языка – интуитивное владение языком, умение его чувствовать и понимать структуру. Н.Хомский определил его, как врождённой лингвистической компетентностью. Обратите внимание, именно врождённой т.е. данной от природы. Поэтому вместе с включением фонематического слуха и имитационных способностей запускается и чувство языка. Развитие только вербальных способностей (логики, памяти), вероятно, его заглушает.
Большинство традиционных методов преподавания и нацелены на развитие вербальных способностей. Только метод CLP целенаправленно развивает фонематический слух, имитационные способности и чувство языка.