Во-первых, разные люди обладают разными способностями. Это не значит, что есть люди, которые вообще не могут овладеть иностранным языком. Это значит, что разным людям подходят разные методы обучения иностранным языкам. Если вы испытываете сложности с визуальной памятью, то вам вряд ли помогут таблички со словами или учебник с картинками. Если вы плохо воспринимаете иноязычную речь на слух, то вам нужно этому учиться отдельно: т.е. не стоит ждать, пока навыки говорения и письма трансформируются в навыки понимания. В настоящее время не существует идеальной методики, которая подходила бы абсолютно всем и каждому. В какой-то школе вам предложат больше подходящего материала, в какой-то – меньше. Делать свой выбор необходимо с пониманием собственных особенностей и способностей, но при этом помнить, что значительную часть времени вам придется заниматься самостоятельно.
Во-вторых, выбрав для себя ту или иную методику, постарайтесь следовать ей: не бросайте учебу через два-три месяца. Особенно это касается коммуникативного подхода: навыки, развитые при его применении, утрачиваются очень быстро.
В-третьих, не стоит доверять людям, которые обещают, что вы изучите язык в совершенстве, например, за полгода. За три-четыре месяца ежедневных занятий можно научиться читать на языке. За полгода – сносно говорить на простые повседневные темы. Устойчивый навык общения формируется где-то за год. Идеальное владение языком – это дело двух-трех лет, и вы добьетесь этого результата только лишь в том случае, если по-настоящему полюбите язык, который изучаете.
В-четвертых, не стоит переоценивать эффективность учебного материала. Есть люди, которые очень любят смотреть кино в оригинале или с субтитрами. При этом они говорят еще довольно плохо. Разумеется, им становится обидно за потраченное «впустую» время. На самом деле, если вы один раз просмотрели новый фильм на иностранном языке, которым вы еще не очень хорошо владеете, и запомнили два-три новых слова или выражения – это уже очень хороший результат. Важно также получать удовольствие от просмотра. Поэтому и смотреть кино (или читать книгу) нужно не с установкой на обучение, а исходя из того, интересны ли вам фильм (или книга) или нет. Так же и с учебниками. Даже самый лучший учебник не будет полезен, если вы не прилагаете дополнительных усилий, не делаете домашнее задание, не следуете рекомендациям преподавателя и не уделяете изучению иностранного языка дополнительное время, а только лишь отведенное для занятия время в аудитории.
В-пятых, если вы изучали язык на протяжении 10 лет и плохо говорите на нем, это значит, что на самом деле вы не изучали язык все эти 10 лет. Вместо этого вы, возможно, учились успешно выполнять упражнения, «проглатывали» учебные пособия, получали удовольствие от общения с преподавателями или одногруппниками, механически заучивали огромное количество информации или занимались повторением. Тогда для того, чтобы, наконец, выучить язык, вам необходимо следующее:
- аккумулировать все имеющиеся знания (самостоятельно пролистать старые записи, освежить свои знания в общем) и одновременно
- забыть о прежних привычках обучения.
Ни в коем случае не идите снова в начальную группу: этим вы опять-таки только потакаете своим старым установкам. Вы будете, конечно, чувствовать себя в такой группе очень способным учащимся (на фоне других, начинающих), но в реальности вы просто продолжаете идти по неверному пути, по которому вы шли все предыдущие годы и останетесь на том же уровне. Прогресса не будет.
И последнее: очень важно учиться у человека, которому вы доверяете. Учащиеся чаще всего неверно оценивают свой прогресс (либо занижают, либо завышают свои достижения). Качество речи определяется не только количеством ошибок, но и их качеством. Если Вы стали делать больше ошибок, а преподаватель говорит, что все идет нормально – это не значит, что преподаватель вас обманывает. Это может означать, что вы просто вышли на следующий уровень сложности, где больше возможности совершить оплошность. И никогда не стоит говорить преподавателю: «Мне кажется, у меня проблемы с (…)», «Может, нам повторить эту тему?», так как в большинстве случаев такое повторение не работает. Уяснив что-то в иностранном языке, вам нужно время, чтобы к этому привыкнуть, поэтому не стоит спешить, изучайте новый материал и привыкайте к старому.
Ни в коем случае нельзя стоять на месте. В изучении языка очень важно поддерживать постоянное движение вперед, которое держит в тонусе и слушателей, и преподавателя. Нередко получается так, что поначалу уделяется внимание только грамматике и лексике, откладывая разговорную практику «на потом». А когда это «потом» наступает, оказывается, что говорить очень сложно. Поэтому говорить нужно много и сразу. Если у вас есть уже какой-то запас пассивного знания, ни в коем случае не стоит идти на курс «с нуля». Лучше выбрать группу посильнее, чтобы было за кем тянуться.
Если вы будете говорить, то вы непременно улучшите свою речь. Не стоит бояться совершать ошибки и думать, что о вас плохо подумают одногруппники. Вы пришли к нам учиться говорить, выражать свои мысли грамотно как в устной, так и в письменной форме. Будьте активны, упорны и старайтесь полюбить язык, который изучаете, и тогда все получится. Мы верим в вас!