Реализация практических задач обучения возможно только при влиянии на сознание учащихся и их эмоции. Музыка является одним из наиболее действенных приемов воздействия на чувства и эмоции.
Эффективным методом для лучшего и скорейшего усвоения новой лексики и языка в целом является Grammar Rap, т.е. ритмическое выражение современного английского языка. Эти песни разработаны для лучшего усвоения современной английской речи с помощью рифмы, ударения и различных устойчивых выражений.
Преимущество использования Grammar Rap заключается в том, что эти песни помогают лучшему усвоению и расширению лексического запаса, т.к. в тексты песен входят наиболее часто употребляемые современные слова и выражения. В песнях Grammar Rap активно отрабатываются устойчивые фразы и выражения современного английского языка.
Большинство песен представлены в форме диалога, что помогает развивать у учащихся навыки коммуникации. Особое сочетание повторений и разнообразия языкового материала является важнейшим условием обучения диалоговой речи. В связи с этим важную роль играет способность начать разговор с использованием определенных устойчивых выражений. Четкое и выразительное начало диалога, которое плавно переходит от темы к теме, придает говорящим уверенность и настраивает их на эмоциональную и живую речь. Такие «шапки» диалогов хорошо запоминаются и отрабатываются в Grammar Rap.
Также разучивание песен на уроках иностранного языка можно эффективно использовать и для введения новой лексики. Примером может служить песня «What’s the matter?» по теме «Здоровье». What’s the matter?
What’s the matter with you?
I have a head ache.
What’s the matter with you?
I have a cold.
What’s the matter with him?
He has a toothache.
What’s the matter with her?
She has a cold.
What’s the matter with Mary?
She has an earache.
What’s the matter with Bill?
He has a very bad cold.
What’s the matter with Fred?
He has a backache.
What’s the matter with Anne?
She has an awful cold.
What’s the matter with Jane?
She has a stomachache.
What’s the matter with Paul?
He has a terrible cold.
What’s the matter with students?
They have sore throats.
What’s the matter with teachers?
They have terrible colds.
They have terrible terrible cold!
Использование песен на занятии имеет важное значение при введении и закреплении грамматического материала. Этот материал в большинстве случаев вызывает сложности, что связано с различиями в грамматической структуре родного и иностранного языков. Однообразное выполнение упражнений зачастую не дает положительного результата, а песня – это и многократное повторение одного и того же грамматического материала, и снятие эмоционального напряжения при изучении грамматики. С помощью песен изучающие иностранный язык могут быстрее запомнить какой-либо пример или правило, исключение или выражение.
They Do, They Don’t
Does he eat French bread?
Yes, he does.
Does she like Swiss cheese?
Yes, she does.
Do they cook Greek food?
Yes, they do.
Do they speak Chinese?
Yes, they do.
He eats French bread.
She likes Swiss cheese.
They cook Greek food.
And they speak Chinese.
Does he read the paper?
No, he doesn’t.
Does she watch TV?
No, she doesn’t.
Do they go to movies?
No, they don’t.
Do they drink ice tea?
No, they don’t.
He doesn’t read the paper.
She doesn’t watch TV
They don’t go to movies.
And they don’t drink ice tea.
Более того, с помощью музыки на занятии создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус. Музыка помогает снять усталость, восстанавливает работоспособность студентов, настраивает на позитивный лад и выступает как своего рода релаксация в середине или в конце занятия.
Примерная последовательность работы с песней:
- Краткое вступительное слово о песне (установка на первое восприятие песни, знакомство с исполнителем или историей написания).
2.Первое музыкальное предъявление песни.
3. Проверка понимания содержания песни.
4. Фонетическая обработка текста песни (на начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применить в этих целях в основном способ имитации).
5. Повторное прослушивание песни, опора на текст.
6. Чтение текста песни с дальнейшей обработкой звуков и интонаций, всю работу рекомендуется проводить с опорой на текст песни.
7. Самостоятельное исполнение песни с использованием фонограммы либо аккомпанемента.
Литература
- Celce-Murcia, M. & Hilles, S. (1988). Techniques and resources in teaching grammar. Oxford: Oxford University Press.
- Graham, C. (1993). Grammar chants. Oxford: Oxford University Press